Мій кабінет
Каталог роботодавців
  • Інше
  • 51 вакансий
  • Аптеки
  • 232 вакансий
  • Виробництво
  • 16 вакансий
  • Маркетинг
  • 30 вакансий
  • Медицина
  • 366 вакансий
  • Продажі
  • 275 вакансий
Рекомендуємо книгу
7 граней/таланту

Книга «7 граней/таланту» Білла Бонстеттера та Ешлі Бауерс практично недоступна широкому читачеві, оскільки видана обмеженим тиражем під егідою TTI Success Insights Ukraine. Її неможливо знайти на ринку «Петрівка», її неможливо придбати у книгарнях, хоч тема дуже важлива – як розкрити свій талант? І як розкрити таланти своїх підлеглих?

Уроки для взрослых: чему учиться в 30, 40 и 50 лет

Я задумал написать про обучение взрослых, про то, как новые реалии жизни изменили подход к образованию после вуза. Есть такой термин «lifelong learning», он означает подход (если хотите — систему), подразумевающий постоянное развитие. Проблематика этого следующая: в современном мире скорость изменений существенно выше, чем две сотни лет назад — во время расцвета и окончательного формирования современного облика высшего образования. Тогда считалось, что человек, единожды получивший профессию, будет в ней «жить» всю свою жизнь. Эта мысль закреплялась общественным отношением, даже позднее, еще в середине прошлого века, общество порицало людей, часто меняющих работу и ищущих себя.

Еще хотел написать про современный взгляд на обучение в течение всей жизни в контексте изменившихся требований к современному человеку. А требования поменялись фундаментально. Посудите сами: раньше человек воспринимался как ресурс, если хотите – орудие производства. Его основная задача была выполнять определенную функций и умеренно, управляемо, развиваться в рамках описанных бизнес-процессов. Сейчас человек становится капиталом бизнеса, это совершенно другая роль. Она подразумевает большую свободу, большее творчество и большую активность. Креативность стала потенциалом человеческого капитала, и конкуренция в бизнесе, как и страновая конкуренция, происходит между командами, которые смогут создать знание новое с минимальными затратами.
Я задумал написать статью о том, как в нашей стране происходит трансформация системы образования после вуза. И хотел сделать это красиво, с цифрами и фактами, чтобы ее не восприняли как очередное мнение. Вы не поверите: я искал цифры месяц, хоть что-то, отдаленно похожее на статистические исследования. Конечно, я начал с Росстата, большого и внятного сборника цифр по всем аспектам нашей жизни. Однако, меня ждало разочарование — там есть подробная информация о садах, школах, ссузах и вузах. Но ничего про развитие людей старше 25 лет (за исключением аспирантур и докторантур). То есть от выпуска из магистратуры до примерно 80 — черная дыра? Как же так? А развитие человеческого капитала?

В поисках материалов обучение взрослых я обратился за цифрами в разные организации, к разным экспертам. Выручил меня только Илья Коршунов, руководитель группы по непрерывному образованию взрослых НИУ ВШЭ. Он предоставил мне цифры по вовлеченности взрослого населения в дополнительное образование (а все, что после вуза, у нас называется так). Картинка получилась печальная. В нашей стране в 2016 году только 17% людей в возрасте от 25 до 64 лет учились дополнительно, и это включая самообразование. То есть, грубо говоря, каждый шестой думает о своем развитии. В странах ЕС таких около 40%, а в странах ОЭСР — 50%.
Как такое может быть? Ведь тезисы про современный мир, растущую динамику изменений, требования к креативности и даже робкие попытки работать по agile означают, что мы должны учиться почти всегда. Может быть, у нас небольшое количество образованных людей? То есть, учимся много, просто мало нас тех, кто может учиться? Да нет, среди людей в возрасте 25–64 года с образованием не ниже полного среднего Россия занимает первое место (95%) среди всех стран ОЭСР. А 67% людей имеют среднее специальное и высшее образование, что, например, на 22% больше, чем в Канаде. Не самой неразвитой стране, между прочим.
Мало того, что статистики нет, так еще и та, что есть, не дает возможности говорить, что у нас в стране в этом смысле что-то происходит. Да, конечно, есть центры дополнительного образования, есть корпоративные программы повышения квалификации, есть тренеры и, простите, коучи. Но изначальный мой замысел — показать вам системную работу в целях развития человеческого капитала претерпел неудачу.

Что ж, давайте попробуем самостоятельно определить, чем, в какие отрезки жизни стоит учиться, чтобы быть максимально встроенным в современную жизнь.
Первый отрезок — это примерно 20-30 лет. Я бы рекомендовал налегать на технические предметы и иностранные языки. Возможно, это не будет квантовая физика, все-таки сложная дисциплина. Но математика, статистика, системный анализ, программирование — это минимальный «джентельменский набор» человека скорого будущего. Надо иметь в ввиду, что с годами учиться становится сложнее, а технические дисциплины, помимо всего прочего, тренируют и способность учиться, продлевая срок продуктивного восприятия нового. Кроме этого, понятия технического прогресса и новых технологий уже стали тождественны, и изучение технических дисциплин может существенно расширить кругозор, увеличив тот самый потенциал, стимулировав креативность, о чем я писал выше.
Поймите меня правильно, я не призываю всех поступать исключительно в МГТУ им. Баумана или МАИ. Вполне себе можно сочетать обучение служению Мельпомене и программирование на Java. Просто оставьте время для второго, не ускоряйте карьерный рост, не убегайте в менеджмент. Именно в возрасте 20-30 лет закладываются основы будущих успехов. А для этого в современном мире надо много знать и знать в разных сферах. Потому что на пересечении этих сфер и будет рождаться то самое новое знание, нефть 21 века. И, наверное, изучение разных дисциплин будет хорошо сочетаться со сменами работы и видов деятельности. Это позволит не просто закрепить полученные знания на практике, но еще и собрать необходимые контакты, начать формировать свою собственную сеть.
Эта сеть очень пригодится в 30-40 лет, когда полученные знания можно масштабировать, практикуясь как менеджер. Соответственно именно в этом возрасте будет крайне полезно обучение современным экономическим теориям, способам и практикам коммуникаций в команде и за ее пределами, управленческим навыкам. Знаете, я весьма скептически отношусь к обучению менеджменту до 30 лет. Встречаются, конечно, исключения, бывают, разумеется, гениальные люди. Но в целом кажется неправильным обучать того, кто еще не созрел. Кто не прошел, пусть и в щадящем режиме, по граблям первых ошибок, кто не понимает необходимости делегирования и вреда микроменеджмента. Надо, надо разочек побыть в команде без стратегии, или в команде, где стратегия меняется каждую неделю.
В свое время я поступил на MBA/MBI в надежде, что помимо систематизации своих знаний как менеджера, мне еще удастся наладить контакты с полезными для моей карьеры людьми. Как же я ошибался! Основной контингент на этой программе был 25-28 лет, технические специалисты, без опыта управленческой работы. Прекрасные ребята, но большая часть из них не имела ни малейшего представления о том, что такое регулярный или стратегический менеджмент, а также не понимала, как полученные знания трансформируются в практическую пользу. Собственно, уже через полгода на занятия ходила половина группы, через год — треть. Можем ли мы это считать частью lifelong learning? Формально — конечно, но по сути это обучение не принесло пользы. Разве что выручку образовательному учреждению.

С 40 до 50 лет полезно учиться заниматься бизнесом. К этому моменту уже накоплен неплохой опыт взаимодействия с разными людьми. Очень удачно сложится, если бизнес вы делаете за свой счет. Тогда и обучение будет крайне эффективным. Вообще, когда платишь за себя, многие вещи становятся проще. Учиться бизнесу можно и нужно и на практике, и у экспертов, но не забывайте теорию. Хорошим дополнением к бизнес-образованию будет обучение инвестициям. А то так бывает: сделаешь бизнес, а продать его не сможешь. При обучении бизнесу ключевым является изучение ошибок прошлого. Наверное, даже важнее изучения успехов прошлого. Здесь первый раз по настоящему основным становится метод кейсов.
Некоторые коллеги отмечали тенденцию, что с возрастом длительность обучения должна сокращаться. Мол де это следствие естественных дегенеративных процессов нашего мозга. И уже обучение бизнесу в 40-50 лет должно происходить небольшим порциями: форумы, тренинги, мастер-классы и воркшопы. Я не могу согласится с этой позицией. Успешный бизнес — это философия, а поиск своей идеи, своей цели и определение способов ее достижения нельзя осуществить в ходе двухдневного занятия. Обучение в этом возрасте в большей степени происходит в малых группах единомышленников под руководством опытного наставника. Один мой знакомый раз в год на месяц уезжает на Алтай искать новые смыслы. Мне представляется это верным способом обучения.

С 50 до 60 лет наступает время искусства и гуманитарных наук. Нет, это не значит, что его раньше не было. Нет, программист мог изучать шедевры Босха. Просто в этом возрасте обучение рисованию, музыке, истории, психологии становится более осознанным. Метафорически выражаясь, бег переходит на шаг, основные социальные цели достигнуты, и настает пора сделать что-то для себя. Наверное, именно в этом возрасте перестают быть важными конкретные цели, а становятся ключевыми направления движения. И в этом смысле становится понятной тяга к изучению, например, философии, в том числе с позиции собственного жизненного опыта.

В общем, обучение взрослых — это история про сознательность, про понимание своего интереса в каждой конкретной точке, на каждом конкретном занятии. И бессмысленно строить образовательные системы развития «молодых специалистов» или «людей серебряного возраста», не понимая их желания и контекст их жизни. Помните, в «Покровских воротах» Костик говорил: «И, все-таки, поверьте историку: осчастливить против желания нельзя».

материал с forbes.ru

подписаться на рассылку

Календар подій


<Пред След>
Квітень 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

LinkedIn Facebook ВКонтакте