Книга «7 граней/таланту» Білла Бонстеттера та Ешлі Бауерс практично недоступна широкому читачеві, оскільки видана обмеженим тиражем під егідою TTI Success Insights Ukraine. Її неможливо знайти на ринку «Петрівка», її неможливо придбати у книгарнях, хоч тема дуже важлива – як розкрити свій талант? І як розкрити таланти своїх підлеглих?
«О, какая красивая девочка — длинные ноги, высокий рост! Надо идти в модели или актрисы». А если у мальчика атлетическое телосложение, ему идти в охранники?
Алла Попова, Кандидат психологических наук, доцент Московского городского университета управления Правительства Москвы, преподаватель программ MBA, карьерный консультант, психолог, бизнес-тренер. Консультирование по вопросам профориентации, самоопределения, профессионального выгорания, карьерного развития. Преподаватель курса «Профориентатор будущего» в «Школе карьерного менеджмента».
Мы часто раздаем рекомендации по выбору профессии с ходу, по каким-то только нам понятным критериям. А что получает подросток? Определенные установки, которые пытается реализовать, если нет внутреннего осознания собственного призвания и своих сильных сторон.
Идея профориентации впервые стала популярной в начале XX века, когда появилась возможность реализовать себя. С тех пор возможностей становится с каждым годом все больше, а вот ясности по поводу правильного выбора профессии — нет. Ни у родителей, ни у детей, ни у помогающих специалистов — психологов и учителей.
Как понять, что подросток сделал правильный выбор? Как определить те сильные стороны, которые вырастут в ключевые компетенции будущей профессии?
Инструменты для диагностики компетенций XX века
Затрону сейчас одну их сторон работы профриентатора — диагностику ключевых компетенций, способностей и личностных качеств, сформированных на момент обращения подростка к специалисту. Качественно проведенная оценка позволит в дальнейшем определить не только варианты профессионального выбора, но и разработать индивидуальный образовательный маршрут.
Вопросы диагностики являются ключевыми в профориентации. В связи с этим количество инструментов достаточно обширно. Большая часть находится в открытом доступе и знакома всем, кто соприкасается с профориентацией. Наиболее популярные из них.
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
Классика в проф. диагностике. Выявляет предпочтения тестируемого в пяти профессиональных сферах — «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек-техника», «Человек — знаковая система», «Человек-художественный образ».
Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда
Предлагает соотнесение личности к одному из 6 типов: реалистическому (Р), исследовательскому (И), артистическому (А), социальному (С), предпринимательскому (П), конвенциональному (К).
Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)
Определяет степень выраженности подростка к определенному виду профессиональной деятельности — физика, математика, химия, биология, медицина и др.
Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г. В. Резапкиной)
Предназначен для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности — сфере умственного или физического труда, технических интересов, искусства, работы с людьми и др.
Эти методики разработаны в XX веке и используются до сих пор. Все они дают определенные рекомендации по соответствию тестируемого сфере труда. Однако в практическом использовании возникает много проблем: что делать подростку с такой рекомендацией? Какие профессии он должен отнести к предпочитаемой по тесту сфере? Как на основе этого подобрать вуз/колледж? И главный вопрос — на какие профессии будущего он должен ориентироваться, ведь на рынок труда как полноценный специалист такой подросток выйдет через 7-10 лет?
Ответа на эти и другие вопросы данные методики не дают. На основании такого тестирования сложно построить корректный профессиональный выбор, сориентироваться в трендах мира профессии, построить образовательный развивающий маршрут.
Современный инструмент для диагностики компетенций
Анализ диагностических инструментов навел меня на методику #Профориентация. Что в ней ценного?
Содержательно #Профориентация дает большой материал для работы специалиста. Ядром методики является определение ценностей и интересов подростка. На основе профиля ценностных предпочтений даются рекомендации по выбору профессиональной сферы.
В тесте выделяется 10 профессиональных сфер:
Субтест «Мотивы выбора профессии» определяет ведущие мотивы, характеризующие цели и смыслы будущего профессионального образования.
Наиболее ценным является перечень ключевых компетенций (soft skills), используемые современными специалистами по управлению персоналом:
Их анализ позволяет прогнозировать профессиональную успешность и разрабатывать образовательные треки.
Важным является выявление стратегий родителей по отношению к профессиональному выбору ребенка. Тест ранжирует выраженность четырех стратегий:
1. Поддерживающая стратегия.
2. Стратегия формирования семейной династии.
3. Стратегия навязанного выбора;
4. Стратегия ухода.
Конкретизация выбора родителей представлена их предпочтением профессиональной сферы ребенка. Здесь интересно посмотреть совпадения видения самого подростка и их родителей. Очевидно, что родителями являются теми значимыми взрослыми, которые формируют и определяют выбор подростка. Поэтому важно, чтобы они ориентировали ребенка на такой выбор, который поможет развить в будущей профессии сильные стороны личности подростка.
Субтест «Академическая успеваемость» и «Стили обучении» дает возможность увидеть образовательные возможности подростка и определить на этой основе индивидуальные способы развития компетенций.
Таким образом, качественно проведенная диагностическая работа по выявлению личностных особенностей подростка позволит качественно соотнести их с образом будущего профессионального выбора и наметить адекватные пути их развития.
Провести самостоятельное диагностирование подростка можно на сайте www.кембыть.дети