Мій кабінет
Каталог роботодавців
  • Інше
  • 51 вакансий
  • Аптеки
  • 232 вакансий
  • Виробництво
  • 16 вакансий
  • Маркетинг
  • 33 вакансий
  • Медицина
  • 364 вакансий
  • Продажі
  • 276 вакансий
Рекомендуємо книгу
7 граней/таланту

Книга «7 граней/таланту» Білла Бонстеттера та Ешлі Бауерс практично недоступна широкому читачеві, оскільки видана обмеженим тиражем під егідою TTI Success Insights Ukraine. Її неможливо знайти на ринку «Петрівка», її неможливо придбати у книгарнях, хоч тема дуже важлива – як розкрити свій талант? І як розкрити таланти своїх підлеглих?

Современные инструменты профориентатора для эффективной диагностики

«О, какая красивая девочка — длинные ноги, высокий рост! Надо идти в модели или актрисы». А если у мальчика атлетическое телосложение, ему идти в охранники?

Алла Попова, Кандидат психологических наук, доцент Московского городского университета управления Правительства Москвы, преподаватель программ MBA, карьерный консультант, психолог, бизнес-тренер. Консультирование по вопросам профориентации, самоопределения, профессионального выгорания, карьерного развития. Преподаватель курса «Профориентатор будущего» в «Школе карьерного менеджмента».

Мы часто раздаем рекомендации по выбору профессии с ходу, по каким-то только нам понятным критериям. А что получает подросток? Определенные установки, которые пытается реализовать, если нет внутреннего осознания собственного призвания и своих сильных сторон. 

Идея профориентации впервые стала популярной в начале XX века, когда появилась возможность реализовать себя. С тех пор возможностей становится с каждым годом все больше, а вот ясности по поводу правильного выбора профессии — нет. Ни у родителей, ни у детей, ни у помогающих специалистов — психологов и учителей. 

Как понять, что подросток сделал правильный выбор? Как определить те сильные стороны, которые вырастут в ключевые компетенции будущей профессии? 

Инструменты для диагностики компетенций XX века 

Затрону сейчас одну их сторон работы профриентатора — диагностику ключевых компетенций, способностей и личностных качеств, сформированных на момент обращения подростка к специалисту. Качественно проведенная оценка позволит в дальнейшем определить не только варианты профессионального выбора, но и разработать индивидуальный образовательный маршрут. 

Вопросы диагностики являются ключевыми в профориентации. В связи с этим количество инструментов достаточно обширно. Большая часть находится в открытом доступе и знакома всем, кто соприкасается с профориентацией. Наиболее популярные из них.


Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова 

Классика в проф. диагностике. Выявляет предпочтения тестируемого в пяти профессиональных сферах — «Человек-человек», «Человек-природа», «Человек-техника», «Человек — знаковая система», «Человек-художественный образ». 

Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда

Предлагает соотнесение личности к одному из 6 типов: реалистическому (Р), исследовательскому (И), артистическому (А), социальному (С), предпринимательскому (П), конвенциональному (К). 

Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)

Определяет степень выраженности подростка к определенному виду профессиональной деятельности — физика, математика, химия, биология, медицина и др. 

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г. В. Резапкиной) 

Предназначен для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности — сфере умственного или физического труда, технических интересов, искусства, работы с людьми и др. 

Эти методики разработаны в XX веке и используются до сих пор. Все они дают определенные рекомендации по соответствию тестируемого сфере труда. Однако в практическом использовании возникает много проблем: что делать подростку с такой рекомендацией? Какие профессии он должен отнести к предпочитаемой по тесту сфере? Как на основе этого подобрать вуз/колледж? И главный вопрос — на какие профессии будущего он должен ориентироваться, ведь на рынок труда как полноценный специалист такой подросток выйдет через 7-10 лет? 

Ответа на эти и другие вопросы данные методики не дают. На основании такого тестирования сложно построить корректный профессиональный выбор, сориентироваться в трендах мира профессии, построить образовательный развивающий маршрут. 


Современный инструмент для диагностики компетенций 

Анализ диагностических инструментов навел меня на методику #Профориентация. Что в ней ценного? 

  • Разработана профессиональными психологами И.М. Богдановской и А.Н. Кошелевой на базе РГПУ им. Герцена, представлена в онлайн-формате (П. Киселев). 

  • Валидизирована на российской выборке подростков из семи федеральных округов, статистически обработана. 

  • Дает рекомендации по современным сферам труда, конкретным профессиям и выбору образовательного учреждения. 

  • Единственная в России дает рекомендации по выбору профессии на основе анализа профиля подростка Вконтакте. 

  • Предоставляет бесплатный вариант короткого отчета. 


Содержательно #Профориентация дает большой материал для работы специалиста. Ядром методики является определение ценностей и интересов подростка. На основе профиля ценностных предпочтений даются рекомендации по выбору профессиональной сферы. 

В тесте выделяется 10 профессиональных сфер: 

  • сфера медиа; 

  • сфера образования; 

  • сфера экономики и управления; 

  • сфера здравоохранения; 

  • сфера маркетинга и продаж; 

  • креативная сфера; 

  • сфера производства; 

  • сфера IT; 

  • научно-исследовательская сфера; 

  • сфера силовых структур. 


Субтест «Мотивы выбора профессии» определяет ведущие мотивы, характеризующие цели и смыслы будущего профессионального образования. 

Наиболее ценным является перечень ключевых компетенций (soft skills), используемые современными специалистами по управлению персоналом: 

  • амбициозность; 

  • лидерство; 

  • убеждение, оказание влияния; 

  • стратегическое мышления; 

  • аналитичность; 

  • организованность; 

  • адаптивность; 

  • профессиональное развитие; 

  • креативность; 

  • кооперативность; 

  • общительность; 

  • стрессоустойчивость. 


Их анализ позволяет прогнозировать профессиональную успешность и разрабатывать образовательные треки. 

Важным является выявление стратегий родителей по отношению к профессиональному выбору ребенка. Тест ранжирует выраженность четырех стратегий: 

1. Поддерживающая стратегия. 

2. Стратегия формирования семейной династии. 

3. Стратегия навязанного выбора; 

4. Стратегия ухода. 

Конкретизация выбора родителей представлена их предпочтением профессиональной сферы ребенка. Здесь интересно посмотреть совпадения видения самого подростка и их родителей. Очевидно, что родителями являются теми значимыми взрослыми, которые формируют и определяют выбор подростка. Поэтому важно, чтобы они ориентировали ребенка на такой выбор, который поможет развить в будущей профессии сильные стороны личности подростка. 

Субтест «Академическая успеваемость» и «Стили обучении» дает возможность увидеть образовательные возможности подростка и определить на этой основе индивидуальные способы развития компетенций. 

Таким образом, качественно проведенная диагностическая работа по выявлению личностных особенностей подростка позволит качественно соотнести их с образом будущего профессионального выбора и наметить адекватные пути их развития. 

Провести самостоятельное диагностирование подростка можно на сайте www.кембыть.дети 

подписаться на рассылку

Календар подій


<Пред След>
Березень 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

LinkedIn Facebook ВКонтакте