Мій кабінет
Каталог роботодавців
  • Інше
  • 51 вакансий
  • Аптеки
  • 232 вакансий
  • Виробництво
  • 16 вакансий
  • Маркетинг
  • 33 вакансий
  • Медицина
  • 364 вакансий
  • Продажі
  • 276 вакансий
Рекомендуємо книгу
7 граней/таланту

Книга «7 граней/таланту» Білла Бонстеттера та Ешлі Бауерс практично недоступна широкому читачеві, оскільки видана обмеженим тиражем під егідою TTI Success Insights Ukraine. Її неможливо знайти на ринку «Петрівка», її неможливо придбати у книгарнях, хоч тема дуже важлива – як розкрити свій талант? І як розкрити таланти своїх підлеглих?

АМКУ представил Отчет по результатам исследования фармацевтического рынка о соблюдении требований законодательства о защите конкуренции

22 ноября 2016 года Антимонопольный комитет Украины ознакомил общественность с результатами анализа фармацевтического рынка за 2014-2016 годы и оценил соблюдение требований антиконкурентного законодательства основными участниками фармацевтического рынка (производителями, импортерами/дистрибьюторами, аптеками). В своем отчете АМКУ подробно остановился на схеме поставки лекарственных средств на территорию Украины, на особенностях взаимодействия между участниками, а также на составляющих формирования цены, в том числе конечной цены для потребителя.

По мнению АМКУ, на конкуренцию на фармацевтических рынках оказывает влияние не только неконкурентное поведение самих участников рынков, но и действия органов власти, на которые законодательством возложено регулирование этих рынков, и которые заключаются в создании административных барьеров для вхождения на рынок или в административном давлении на участников, уже присутствующих на рынке, в рамках своих полномочий. В частности, в докладе выделено, что описанные помехи возникают на уровне осуществления Минздравом, Гослекслужбой, а также создаваемыми ими государственными предприятиями, их полномочий по:

  • регистрации (перерегистрации) лекарственных средств;внесению лекарственных средств в Государственный формуляр;
  • осуществлению декларирования оптово-отпускных цен;
  • формированию и утверждению номенклатуры лекарственных средств, которые будут закупаться во исполнение государственных целевых программ и комплексных мероприятий программного характера за государственные средства;
  • осуществлению контроля качества лекарственных средств, ввозимых на территорию Украины;
  • определению условий лицензирования.

Основное внимание в докладе уделено функционированию субъектов на товарном рынке и формированию цены на каждом этапе реализации лекарств. Так, исследование АМКУ осуществлялось по следующим направлениям:

  • исследование каналов сбыта лекарственных средств иностранного производства, участниками которых являются субъекты хозяйствования, входящие в состав транснациональных компаний, и отечественные дистрибьюторы, на предмет соблюдения ими законодательства о защите экономической конкуренции;
  • влияние производителей/импортеров, дистрибьюторов на ценообразование лекарственных средств в Украине;
  • исследование региональных рынков услуг по организации розничной торговли лекарственными средствами.

В аналитическом обзоре АМКУ подробно останавливается на взаимодействии между производителями/импортерами и дистрибьюторами, а также указывает на условия в контрактах, которые несут риск квалификации в качестве нарушения конкуренции. Как отмечает АМКУ, запрет на вывоз лекарственных средств за пределы Украины; обязательства препятствовать третьим лицам в вывозе товара за пределы Украины; обязательства по предоставлению отчетов и внедрению условий оплаты, обеспечивающих контроль фармацевтической компании за товарными потоками на рынках лекарственных средств Украины, свидетельствуют о распределении товарного рынка и об ограничении конкуренции. В свою очередь, дистрибьюторы соглашаются на такие требования в обмен на скидки от производителей. По мнению АМКУ, система скидок вызывает много вопросов относительно правомерности, свидетельствуя о двойном ценообразовании, что не способствует развитию конкуренции и не снижает конечную цену для потребителя.

В Отчете АМКУ особое внимание уделяет вопросу ценообразования в разрезе скидок, предоставляемых производителями/импортерами дистрибьюторам. В частности, АМКУ отмечает: материалы дел свидетельствуют о том, что скидки, которые получают дистрибьюторы, не способствуют снижению цен для покупателей и конечных потребителей лекарственных средств. Напротив, в случаях, когда даже поставщики предоставляют украинским дистрибьюторам дополнительные скидки на лекарственные средства, которые были реализованы через процедуру государственных закупок, с молчаливого согласия поставщиков, дистрибьюторы реализуют лекарственные средства посредством процедуры государственных закупок по ценам, выше цен реализации этих препаратов в аптечную сеть. АМКУ было установлено, что существование указанных обычаев делового оборота, в частности, по установлению непрозрачных условий оплаты, приводит к сдерживанию параллельного импорта лекарственных средств в Украину и скрытого увеличения доходности отдельных участников рынков дистрибуции, предоставляет им дополнительные необоснованные конкурентные преимущества, а также возможность манипулирования ценам в условиях государственного регулирования, что также предоставляет необоснованные конкурентные преимущества. Кроме того, АМКУ обнаружил, что использование компанией и дистрибьюторами скидок может служить механизмом распределения рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров, по кругу покупателей или потребителей.

АМКУ уже применял указанные подходы, и оштрафовал за антиконкурентные согласованные действия компании Алкон Фармасьютикалз ЛТД и Сервье Украина, а также ряд украинских дистрибьюторов. В настоящее время, как указано в самом отчете, АМКУ расследует дела с участием дистрибьюторов и импортеров ООО «Рош Украина», ООО «Санофи-Авентис Украина», ООО «ГлаксоСмитКляйн Фармасьютикалс Украина», ООО «Тева Украина» и ООО «Байер».

В своих публикациях Правовой Альянс также уже освещал проблематику, связанную с договорами дистрибуции и скидками.

АМКУ также было проанализировано влияние отечественных и иностранных производителей/импортеров и дистрибьюторов на ценообразование. В результате исследования АМКУ пришел к выводу, что основными объективными факторами, повлиявшими на ценообразование на рынке лекарственных средств, были: курс национальной валюты, уровень инфляции, изменения системы налогообложения, введение дополнительного импортного сбора. С целью детального исследования АМКУ проанализировал ценообразование по маркерной группе лекарственных средств, которая состояла из 161 лекарственного средства, из них 50 препаратов отечественного производства и 111 лекарственных средств иностранного производства. В начале исследования, по результатам анализа закупочно-сбытовой политики отечественных дистрибьюторов, в период с января по апрель 2014 года АМКУ обнаружил отдельные случаи роста цен на лекарства, которые опережали динамику роста курса иностранной валюты. С целью предотвращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, АМКУ 5 марта 2015 года предоставил обязательные для рассмотрения рекомендации. АМКУ рекомендовал крупнейшим украинским дистрибьюторам воздержаться от установления экономически необоснованных оптово-отпускных цен на лекарственные средства. Анализируя ценообразование в цепи производитель/импортер-дистрибьютор, АМКУ пришел к выводу, что в отношениях с украинскими производителями, цена закупки лекарственных средств менялась такими производителями на свое усмотрение. Дальнейший анализ показал, что динамика изменения цен, по которым отечественные дистрибьюторы осуществляют закупку лекарственных средств отечественного производства, свидетельствует о непосредственной связи между повышением цен и ростом курса валют. Анализ договорных отношений с иностранными производителями и импортерами подтвердил, что в исследуемый период, соответствующий периоду нестабильной экономической ситуации в Украине, условия поставок не претерпели существенных изменений. В период нестабильной экономической ситуации не было выявлено фактов роста валютной стоимости лекарственных средств, хотя и договоры предусматривают изменение цены на усмотрение производителя. Закупочно-сбытовые операции отечественных дистрибьюторов с лекарственными средствами иностранного производства, приобретенными за иностранную валюту, характеризуются учётом в оптово-отпускной цене финансовых рисков, связанных с курсовыми колебаниями на межбанковском рынке в период экономической нестабильности в Украине.

Помимо прочего, АМКУ проиллюстрировал в Отчете ситуацию с переоценкой дистрибьюторами стоимости остатков лекарственных средств, в связи с колебанием курса валют. Так, АМКУ отмечает, что главным основанием такой переоценки является положение постановления Кабинета Министров Украины от 25 марта 2009 года № 333, которым установлено, что цена единицы импортного товара определяется с учетом межбанковского курса гривны к иностранной валюте на каждый день продажи товара. Это автоматически приводит к переоценке лекарственных средств и изделий медицинского назначения, приобретенных за иностранную валюту. АМКУ отмечает, что аналогичный подход дистрибьюторы применяют и к нерегулируемой группе лекарственных средств. Как следствие, все риски, связанные с повышением курса валют на межбанковском валютном рынке, переводятся на конечного потребителя. Также АМКУ отмечает, что, кроме колебаний межбанковских курсов иностранных валют, по информации дистрибьюторов, возможно осуществление переоценки (дооценки/уценки) стоимости лекарственных средств на дату составления баланса и в течение отчетного периода. Проведение дооценки в течение отчетного периода (на начало каждого месяца, в отдельных случаях - на дату поступления нового товара) регламентировано Порядком проведения дооценки остатков товарно-материальных ценностей. В результате сложилась ситуация, когда постановление Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины утратило силу, а утвержденный во исполнение его норм совместный акт Министерства экономики Украины и Министерства финансов Украины продолжает действовать. Им руководствуются в своей хозяйственной деятельности субъекты оптовой и розничной торговли, имеющие признаки рыночной власти на соответствующих товарных рынках. По мнению АМКУ, осуществление дооценки стоимости лекарственных средств в случае изменения стоимости поступления новой партии товара позволяет устанавливать такие цены реализации лекарственных средств, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке.

В ходе исследования также проанализированы отношения между дистрибьюторами и аптеками в процессе осуществления розничной торговли лекарствами. АМКУ отмечает, что подавляющее большинство аптечных сетей, независимо от формы собственности, при организации розничной торговли лекарственными средствами предоставляют импортерам и отечественным производителям лекарственных средств маркетинговые услуги. Как было выявлено в ходе подготовки Отчета, в таких маркетинговых договорах стороны могут предусмотреть финансовое стимулирование аптечных учреждений, в зависимости от объемов реализации продукции, закупаемой по договорам с дистрибьюторами и/или производителями/импортерами/другими игроками рынка. Если условия такого финансового стимулирования

  • привели или могут привести к созданию препятствий доступу на рынок или к устранению с рынка других субъектов хозяйствования; 
  • применение разных условий к равнозначным соглашениям с другими субъектами хозяйствования, ставит последних в невыгодное положение в конкуренции; 
  • установление цен для потребителей, которые были бы невозможны, в условиях существования значительной конкуренции на рынке,

существует высокий риск привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции.

Следует отметить, что в ходе исследования региональных рынков Комитетом были установлены структурные признаки монопольного (доминирующего) положения на исследуемых региональных рынках 183 субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами в формате аптечной сети. Тенденции развития аптечного сегмента в Украине в направлении консолидации рынка путем усиления роли сетевой торговли лекарственными средствами при определенных обстоятельствах может привести к ситуации, когда сильные игроки, которые уже имеют признаки монопольного (доминирующего) положения на региональных рынках, будут постепенно поглощать более слабых конкурентов, в том числе, и путем присоединения их к существующим аптечным сетям, тем самым усиливая свою долю на рынке. АМКУ считает, что с учетом имеющегося в настоящее время состояния конкуренции на рынках розничной торговли лекарственными средствами, участникам рынка необходимо ввести механизмы саморегуляции рынка с установлением общих для всех участников рынка принципов профессиональной этики, что позволит аптечной сети, которая, согласно законодательству, является учреждением здравоохранения, ориентировать свою деятельность, прежде всего, на пациента, с целью сохранения его здоровья.

Отчет также содержит подготовленные АМКУ предложения, как для государственных регуляторов, так и для субъектов хозяйствования, по обеспечению здоровой конкуренции на фармацевтическом рынке. В частности, АМКУ предлагает участникам фармацевтических рынков принять меры, направленные на внедрение эффективных механизмов саморегулирования товарных рынков, с введением общих для всех участников правил профессиональной этики.

Специалисты Правового Альянса планируют более детально проанализировать выводы АМКУ и предоставить участникам рынка рекомендации относительно дальнейших действий в рамках Итоговой конференции «ФАРМБИЗНЕС: ВЫВОДЫ 2016 - ОЖИДАНИЯ 2017».

Источник: www.legalalliance.com.ua

подписаться на рассылку

Календар подій


<Пред След>
Березень 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

LinkedIn Facebook ВКонтакте